Дизайн кроссовера в «Ё-Авто» глобально уже перекраивать не будут, изменения в серийных машинах в основном коснутся только светотехники. Определились в компании и со структурой несущего кузова. Вместо анонсированной ранее пространственной рамы из алюминия весом всего в центнер, в основе серийного «Ё-кроссовера» лежит более традиционная (и более тяжелая) каркасная конструкция, которая будет свариваться лазером из гнутых и штампованных стальных элементов и профилей квадратного сечения. И уже на этот каркас приклеиваются и прикручиваются наружные элементы кузова (декор, панели дверей, капот, крылья) из армированного стеклопластиком полипропилена и ABS-пластика. Про коррозию с такими деталями можно забыть, они легче стали, а также более ударопрочны и эластичны в легких авариях, чем раскалывающийся стеклопластик. Да и поцарапать кузов уже не страшно: тот же ABS-пластик красится «в массе», краску с него не содрать, а цвет дольше не выгорает на солнце.

Сулят в «Ё-Авто» и легкость замены поврежденных кузовных панелей, которые потом не надо заново красить, что выйдет дешевле, чем с металлическими деталями. Но насколько оперативно на складах запчастей Ё-дилеров появятся эти самые кузовные панели, которые сейчас для «Ё-Авто» поставляет австрийская компания Senoplast? Стукнуть новенькую машину можно и в первую неделю после покупки. А месяцами кататься с разбитым бампером или порванным крылом, ожидая новую деталь, согласитесь, малоприятно. Такими задержками грешат даже автогиганты с отлаженной дилерской сетью, тогда как маленькой фирме «Ё-Авто» эту сеть еще только предстоит создавать. Кстати, о Ё-дилерах. На первых порах они будут только в крупных городах, и число этих городов пока варьируется от 3 до 10.

А что с «ударопрочностью» самого будущего кроссовера? Тут все пока туманно: сертификационные краш-тесты «живых» автомобилей еще только на очереди. По словам гендиректор «Ё-Авто» Андрей Гинзбург, в компании просчитывают «Ё-кроссовер» и под обязательные нормативы безопасности комиссии ЕЭК ООН, и под «добровольный» для автопроизводителей стандарт EuroNCAP. Но на мой вопрос хотя бы про прогнозы по «звездам» вновь следует расплывчатый ответ: прогноз – хороший. Очень хочется в это верить, ведь двухтопливный «Ё-кроссовер» несет на борту не только бензобак и конденсаторы, но еще и два баллона с метаном под давлением в 200 бар. Вопрос безопасности тут не просто важный – он ключевой! По набору средств пассивной безопасности конкретики уже больше. В базовой комплектации для «Ё-кроссовера» обещаны АБС, система стабилизации, передние ремни с преднатяжителями и фронтальные подушки безопасности. А вот боковых подушек или занавесок пока не ожидается. Странное решение для автомобиля, позиционируемого как насквозь инновационный.

Что до силовой установки, то озвученная ранее концепция последовательного гибрида сохранится и в серийном «Ё-кроссовере» не изменится. На деле это работает так. Традиционный двигатель внутреннего сгорания крутит генератор пиковой мощностью до 50 кВт, тот питает 70-килограммовый блок 50-киловаттных суперконденсаторов под полом, а также тяговые электромоторы (по одному на каждую ось), каждый из которых объединен в один компактный мехатронный модуль с 2-ступенчатым редуктором, дифференциалом, собственной жидкостной системой охлаждения, инвертором и управляющей электроникой. На светофоре ДВС автоматически глохнет (хотя на тестах инструкторы глушили его принудительно, нажимая клавишу включения… кондиционера) и если не топтать акселератор, то на запасенной конденсаторами энергии можно проехать 1-2 километра в бесшумном «электрорежиме». При падении напряжения или при активном разгоне бензиновый мотор запускается и помогает ускорять автомобиль, плюс при торможении электромоторы работают как дополнительные генераторы, тоже подзаряжая батарею.

Почему выбраны конденсаторы? По сравнению с литий-ионными аккумуляторами, они дешевле, компактнее, легче, быстрее заряжаются, да и циклов разрядки-зарядки выдерживают больше – до одного миллиона (это примерно 5-7 лет работы). При этом заявлено, что конденсаторы стабильно работают при температурах от –45 до +60 градусов. Сами конденсаторы емкостью около 7,5 фарад «Ё-Авто» сейчас закупает в Корее (они оказались дешевле и лучше отечественных аналогов), хотя после цикла испытаний все же не исключена смена поставщика: корейские изделия не совсем устраивают ё-мобильцев по стабильности качества и долговечности. Кстати, во сколько обойдется ремонт или замена такой батареи на серийной машине – вопрос пока тоже открытый.

Нет окончательной ясности и с двигателем внутреннего сгорания. На тестовых прототипах, показанных в Дмитрове, на роль ДВС был «приглашен» 1,4-литровый 8-клапанный бензиновый мотор компании Fiat, знакомый российским покупателям, к примеру, по модели Punto. Но останется ли он под капотом серийного кроссовера или будет заменен на мотор другого производителя – в «Ё-Авто» пока не говорят. Зато точно известно, что компания сохранит курс на битопливность ДВС, который будет работать на бензине (на нем мощность сейчас равна 73 л.с.) и метане (67 л.с.). Однако вариантов на пусть и менее дешевом, но куда более распространенном пропане, увы, пока не планируется.

Примечательно, кстати, что и само газобалонное оборудование для «Ё-кроссовера» – это опция, которую у дилеров можно будет поставить отдельно. Базовая машина получит только бензиновый ДВС, но уже с установленной на него топливной рампой и форсунками под подачу метана. Конечно, можно сразу купить и готовый двухтопливный вариант. Но в «Ё-Авто» говорят, что хотят дать выбор клиенту, который может взять более дешевую бензиновую версию, и дальше уже решить, докупать ли ему газовое оборудование с баллонами или нет. К слову, в «Ё-Авто» заявляют, что 40-литровый бензобак обеспечивает кроссоверу запас хода по городу примерно в 500 км. Два 32-литровых баллона с метаном (эквивалент 20 л бензина) удлинят этот пробег еще приблизительно на 300 км.

Спору нет, запас хода для города отменный. Ну а если прокол колеса? Помните обещанные ранее для «Ё-мобилей» шины run-flat, на которых после прокола можно доехать до шиномонтажа? Так вот, от них в «Ё-Авто» отказались, серийный «Ё-кроссовер» получит обычные покрышки. При этом на газо-бензиновых версиях места под запаску нет, и ее будет заменять ремкомплект с герметиком и компрессором. Полноразмерное запасное колесо предложат для базовой бензиновой модели – там запаску хотя бы можно положить в свободную нишу под полом, не занимая место в багажнике. Но при этом и ремкомплект, и запаска – это опции, за которые придется доплачивать! Объясняя такой расклад, в «Ё-Авто» напирают, что, мол, кроссовер сделан для людей, которым все эти запаски с ремкомплектами без особой надобности, потому что они «гаечный ключ в руках не держали». А машина сделана для жизни в городе, так что проще сразу вызвать эвакуатор и не заморачиваться. Неумелый белоручка-транжира, вызывающий эвакуатор из-за прокола колеса и не выезжающий дальше городской черты?! Да, любопытное у ё-мобильщиков восприятие российской реальности и своих потенциальных клиентов…

И если бы ситуация с запаской была единственной странностью! Для «Ё-кроссовера», например, не предусмотрен заводской фаркоп: в компании не рассматривают машину для того чтобы перевозить прицеп и полуприцеп. Нужен фаркоп? «Колхозь» сам, на свой страх и риск. На вопрос же о глубине преодолеваемого кроссовером брода гендиректор «Ё-Авто» и вовсе заявил, что компания не рекомендует лезть в водные преграды глубиной выше… 150 мм, хотя электроника гибрида, казалось бы, заявлена как вполне герметичная! Например, для Citroen C-Elysse заявлена глубина до полуметра, хотя на фоне клиренса и высоты кузова российского «Ё-мобиля» французский седан – чистой воды «пузотерка». Крутизна преодолеваемых подъемов для кроссовера тоже пока заявлена в пределах того, что есть на дорогах общего пользования.

Ну, а дальше, видя мое изумление, гендиректор компании и вовсе добил меня фразой, что «Ё-кроссовер» – автомобиль чисто городской и для бездорожья вообще не предназначен! Даже западные производители «паркетников» так прямо про свои машины не говорят. А зачем тогда затевали весь этот кроссоверный сыр-бор с полноприводной трансмиссией и высоко посаженным кузовом – сочетание, которое для российского потребителя все равно, что красная тряпка для быка? Ведь все равно полезут на бездорожье, не глядя на маркетинговое позиционирование! Я бы и сам полез проверить. Ведь у «Ё-кроссовера» и клиренс минимальный в 21 см (а под задним редуктором — еще больше), днище ровное, да и углы въезда съезда неплохие (25 и 30 градусов соответственно). Вопрос лишь в том, хватит ли у электрической трансмиссии сил и выносливости на буксование в песке, снегу или грязи. Во всяком случае во время презентационных покатушек по асфальту Дмитровского полигона «Ё-кары» регулярно грелись и «плевались» антифризом…

Правда, это были лишь первые «живые» прототипы и у «Ё-Авто» еще есть время на испытания и доводку кроссовера. Только конечный результат мы сможем оценить не раньше середины 2015 года, когда планируется старт продаж. Объемы выпуска на заводе в Санкт-Петербурге поначалу будут скромные: пробная партия в 10 000 машин в 2015 году, далее – 20 000 и, если хорошо брать будут, к 2018 году планируется выйти на объем выпуска в 40 000 единиц.

Есть примерная информация и по комплектации будущего гибрида. Уже в базе обещаны кондиционер, мультируль, навигатор ГЛОНАСС/GPS с функцией автоматического экстренного реагирования при аварии и вызова техпомощи, мультимедийный комплекс на «операционке» Android с тачскрином, подготовка под установку кормовой камеры и распознавателя дорожных знаков плюс выход в Интернет через подключаемый USB-модем.

А вот с ценой по-прежнему полная неопределенность. За время существования проекта предполагаемый ценник плавно поднялся с 300 000 рублей до полумиллиона. То есть яичко еще в курочке, но яичница уже дорожает. И пока как-то не очень верится, что на этой полумиллионной планке цена и замрет. (Как и все меньше верится в обещание Михаила Прохорова, что 90% комплектующих «Ё-мобиля» будут делать в России). Кроме того, в списке конкурентов на сайте «Ё-Авто» фигурируют такие далеко не трехкопеечные конкуренты, как Suzuki SX4, Renault Duster, Nissan Qashqai, VW Tiguan и Mini Countryman S, что тоже прозрачно намекает. Ну а во время одной из встреч с журналистами гендиректор Андрей Гинзбург в ответ на попытки предсказать стоимость кроссовера и вовсе заявил: «Миллион – значит, миллион». Будем надеяться, что это он так пошутил…

Источник: АвтоВести

Оплата частями