Неисправности рулевой рейки – это одна из наиболее часто встречающихся проблем, возникающих в ходе эксплуатации автомобиля. Причина поломок кроется не столько в качестве самих конструкций, сколько в особенностях вождения (стиле езды) и в тех дорогах, по которым мы вынуждены передвигаться. Любые неровности дорожных покрытий, умноженные на неаккуратный или агрессивный стиль вождения, в результате будут равняться гарантированной поломке.

Обслуживание рулевой рейки

Как обычно, мы часто не  понимаем, что что-то функционирует неисправно, пока не появляются наглядные симптомы. В случае с рейкой — это характерный стук, возникающий при передвижении по неровной дороге, отдача в руль, люфт, тяжелый руль, потеря остроты руля и самое неприятное и порой внезапное – полное отсутствие взаимодействия между рулем и водителем. Все эти симптомы, даже самые незначительные, могут привести к негативным последствиям, поэтому рекомендация одна – браться за ремонт немедленно.                        

Типы реек: механика и усилители

Современные рулевые рейки – это рабочие элементы системы управления, отличающиеся своей конструкцией и имеющие (или не имеющие) дополнительный усилитель. Механическая рейка сейчас считается наиболее устаревшей, но на наших дорогах по-прежнему остаются автомобили с таким типом рулевого управления. Более современные и комфортные для водителя конструкции – это рейки с гидравлическим или электрическим усилителем. Важно понимать, что гидроусилители руля и электро усилители работают в связке с механикой, поэтому в них может ломаться и механическая, и усиливающая составляющая.

Поломки механики и их предупреждение

Принцип механики рулевого управления строится на соединении таких элементов как силовой вал (в который вкручиваться рулевые тяги), и золотниковый вал (на который надевается рулевой кардан). При взаимодействии силового вала и золотника происходит сцепление зубцов, следовательно, здесь регулярно трение, и износ отдельных частей деталей вполне ожидаем. В случае, если машина эксплуатируется без особой осторожности, сюда через пыльники рулевых тяг, попадает грязь и вода, что еще боле усиливает проблему, так как начинается коррозия и отложение твердых частиц. Характерные поломки механики – это коррозия зубцов вала и золотника, появление зазоров в сцеплении, которое и приводит к образованию люфта. Коррозия и грязь приводят к износу деталей, что может выражаться в характерных стуках.

Предупреждение подобных проблем вполне доступно, так как они во многом зависят от действий водителя. В первую очередь – это аккуратное вождение и минимальное количество километров по бездорожью. Ямы, рельсы, лежачие полицейские и прочие неровности и выпуклости желательно пересекать на минимальных скоростях. Лихачество наносит только вред вашему авто. В ряду подобных советов рекомендация не производить резких стартов и торможений.

Также есть ряд профилактических мер для поддержания механики рулевой рейки в нормальном состоянии, включающий своевременную замену наиболее изнашиваемых деталей, например, пыльников или опорный втулки. Ну и, конечно, посещение автомастерской при первых признаках неполадок.

Поломки гидро и электроусилителей

Характерные признаки неисправности усилителей включают течь (если речь о ГУР), тяжелый руль, возникновение шумов и несоответствие движения колес командам руля. Поломки усилителя далеко не всегда возможно исправить собственными руками, так как они нуждаются в точной диагностике, однако и здесь есть ряд советов, способных продлить срок эксплуатации усилителя:

  • своевременная замена жидкости ГУР раз в 60-80 тыс. км. или раз в 3 года;
  • профилактическое диагностирование системы на СТО;
  • в холодное время года обязательный предварительный прогрев машины;
  • спокойный стиль вождения;
  • стараться некогда не держать руль на упоре;
  • своевременная замена пыльников.

Однако даже при соблюдении всех вышеперечисленных мер, гарантии, что поломка не произойдет, никто не даст.

Техническое обслуживание

Техобслуживание рулевой рейки без симптомов поломки предполагает осмотр основных элементов с заменой тех, которые износились или вызывают сомнение с исправности. В случае обнаружения коррозии целесообразна зачистка поврежденных участков. При наличии гидроусилителя это может быть замена жидкости и проверка соединительных шлангов. В целом рейка не нуждается в регулярной профилактике и каком-то особом режиме наблюдения. При поломке, которую трудно идентифицировать, следует отправить рейку на диагностику. На специализированных станциях вам ее проведут бесплатно и точно установят причину неполадки. Ремонт рулевого управления желательно не откладывать и доверить его специалистам. Это может быть будет не слишком экономно, зато надежно и качественно.